Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Categories:

Мраморный дворец

Творение Антонио Ринальди — Мраморный дворец — подарок Екатерины II своему фавориту Григорию Орлову за заслуги перед Отечеством, другими словами, - за активное участие в дворцовом перевороте 1762г., в результате которого был свергнут Пётр III, а Екатерина взошла на трон.


По легенде, Екатерина сама сделала набросок дворца, а Ринальди, зная об этом, высоко оценил её работу и получил разрешение на строительство.


Строительство велось с 1768 по 1785 годы.
В фундамент здания был заложен мраморный ларь с монетами.

Мраморный дворец получил своё название из-за обилия мраморной отделки как фасада, так и внутренних покоев.
Только для облицовки стен было использовано 32 сорта мрамора.

Григорий Орлов так и не успел воспользоваться подарком, т. к. не дожил до окончания строительства.
Впоследствии Екатерина выкупила дворец у наследников графа в казну и пожаловала его своему внуку Константину Павловичу.
Великий князь поселился во дворце только после бракосочетания с принцессой Саксен-Заафельд-Кобургской (в православии Анна Фёдоровна) в феврале 1796 года. Позже за плохое поведение императрица выселила внука из дворца. Константин Павлович, которому в момент свадьбы было 16 лет (его жене 14), стрелял в помещениях из пушки живыми крысами и издевался над супругой.

А в XIX – XX в.в дворец вообще стал родовым домом Великих князей династии Романовых из ветви Константиновичей.
Во дворце всегда кто-нибудь гостил или просто жил.
Например, в 1795-1796 годах тут жил пленный лидер польских конфедератов Тадеуш Костюшко, которого после смерти Екатерины II освободил Павел I.
В 1797-1798 годах Мраморный дворец занимал бывший польский король Станислав Август Понятовский. Он обитал здесь вместе со своим двором из 167 человек и 83 представителями свиты.
Для приёма короля и его окружения часть Мраморного дворца была перестроена 
В. Бренной.
За годы своего существования дворец неоднократно перестраивался внутри: сначала В Бренной, для Понятовского, затем А Воронихиным перестраивалась малая анфилада вдоль Невы и частично — по Миллионной.

Константин Павлович в конце-концов вернулся-таки в свою резиденцию, но затем, став наместником Царства Польского, покинул Петербург.
После его отъезда дворец перешёл придворной канцелярии и здесь стали сдаваться квартиры внаём придворным чинам. А в 1832г., после обследования дворца, он был признан аварийным и начался капитальный ремонт.

Следующая перестройка состоялась уже в 1845г., при Константине Николаевиче, и её осуществил брат живописца Карла Брюллова — Александр.
В технические подробности вдаваться не буду.

После Константина Николаевич дворцом владел его сын, Константин Константинович, известный в литературе под псевдонимом К.Р. После его смерти в 1915 г. вдова покинула дворец.

Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

После февральской революции в цокольном этаже Мраморного дворца разместилось Министерство труда Временного правительства.
После октября 1917 года здание было национализировано. Большая часть художественных коллекций была передана в Государственный Эрмитаж.

Первое время здесь работал Наркомат труда. После переезда правительства в Москву с 1918 года во дворце находились аппарат уполномоченного Наркомата просвещения, Управление дворцами-музеями, Академия истории материальной культуры (в 1919-1936 годах), Общество социологии и теории искусства, Центральное бюро краеведения.

После ликвидации академии Мраморный дворец передали Ленинградскому филиалу Центрального музея В. И. Ленина. Здание было перестроено для музейных целей по проекту Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева.
Были сохранены Парадная лестница, Мраморный зал.

В некоторых помещениях была законсервирована художественная отделка. Музей открылся 8 ноября 1937 года. 22 января 1940 года у входа установили броневик, с которого Ленин выступал в день своего прибытия в Петроград 3 апреля 1917 года. В 1983 году его отреставрировали и вновь поставили перед Мраморным дворцом 15 апреля того же года.

В 1992 году Мраморный дворец был передан Русскому музею. Броневик В. И. Ленина был отправлен в Артиллерийский музей.источник

А теперь, собственно, фото.
При входе во дворец , перед парадной лестницей -— барельеф с изображением главного архитектора — Антонио Ринальди

Парадная лестница украшена скульптурами Ф.Шубина «Ночь», «Утро», «День», «Вечер», «Осеннее и Весеннее равноденствие»

 


Дверь времён Ринальди в художественной галерее


Плафон над парадной лестницей


Самый прекрасный из залов дворца — Мраморный, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом.

Плафон на потолке

Люстра из отечественного хрусталя

Наборный паркет

Практически все двери во дворце остались со времени Ринальди, их просто немного привели в порядок

Барельеф на стене и камин
 
По соседству с Мраморным залом расположены помещения, где раньше был музей Ленина. Поскольку замысловатые буржуазные финтифлюшки мешали правильному восприятию образа вождя, все архитектурные излишества, а также стены из искусственного мрамора были закрашены, как бы законсервированы. Нынешние реставраторы просто расчищают краску на потолке, выявляя позолоту,

и на стенах — под краской хорошо сохранился трёхцветный искусственный мрамор


Это Белый (танцевальный) зал. В этот день тут должен был состояться банкет

Лепнина над входом в зал

Освещение во всех помещениях тусклое. Как объяснил гид, сейчас не выпускают обычных 100 - свечёвых лампочек, только энергосберегающие, которые нелепо выглядят в старинных светильниках, поэтому покупают слабые, но подходящие по дизайну.

Камин с зеркалом - оригинальный




Зимний сад

На месте Зимнего сада раньше находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди. В 1846 г. архитектуру зала полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны.

Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на 2 чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной. Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с Цветником тремя открытыми арочными проемами.

В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось. Реставрация началась в 2005 г.
В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, 4 торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены 2 скульптуры - «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).  источник
Кессонированный потолок

Торшеры



Фонтан

Скульптуры М.Попова и А.Бока
 

Те самые двери, около которых красовался Ильич

Сразу за Зимним садом находится Царская комната,

в которой сохранился пол из наборного паркета времён Ринальди.


Затем мы вышли на улицу и через арку, обрамлённую нишами со скульптурами,
 
мимо итальянского дворика, вид на который открывается из Зимнего сада,

отправились в личные покои Константина Константиновича и его супруги, Елизаветы Маврикиевны, урождённой  Элизаветаы Августы Марии Агнесы Саксен-Альтенбургской.




О самом К.Р. надо писать отдельно, настолько это интересный и разносторонний человек. Это поэт, переводчик, драматург, выдающийся деятель русской культуры, президент Академии наук, один из основателей Пушкинского Дома
У них с супругой было 9 детей. Комнаты детей во дворце были оформлены, как сказочный терем. К сожалению, они не сохранились в первозданном виде.
А вот личные покои князя и княгини не представляли интереса для последующих хозяев дворца, поэтому интерьер мужской половины сохранился полностью.
К сожалению, там снимать было нельзя, я успела только прихватить по частям прихожую, оформленную в русском стиле, отделанную деревом,
 
Стол - оригинальный


потолок в библиотеке


и Ореховый кабинет.

Фото самой библиотеки, готической музыкальной гостиной и личного кабинета Великого князя взяла здесь






В покоях Елизаветы Маврикиевны снимать было можно, да, фактически, нечего:

это бывшая супружеская спальня

Очень красивый зал, предназначения не помню



Собственно, на этом экскурсия закончилась.
Вышли во двор к многострадальному памятнику Александру III, заменившему здесь не менее многострадальный броневик Ильича.

Этот памятник работы Паоло Трубецкого изначально, в 1909 г. ,был установлен на Знаменской площади (ныне — пл. Восстания).
Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.

Для фигуры всадника Трубецкому позировал фельдфебель дворцового ведомства П. Пустов, обладающий большим внешним сходством с императором. Для фигуры лошади был выбран скакун породы першерон — тяжеловесный и массивный, под стать фигуре императора.

 Памятник вызвал неоднозначную реакцию общественности — от восторга до резкого неприятия.
Сам Николай II, по словам Александра Бенуа, выражал желание «сослать памятник в Сибирь». В городе ходила легенда, по которой памятник Александру III предполагалось установить в Уральских горах, на границе Европы и Азии, поэтому он создан таким массивным и тяжеловесным. Предполагалось, что на памятник будут смотреть из окон мчащегося поезда, с большого расстояния, так что массивность статуи будет не так бросаться в глаза.
Своеобразно отзывался о памятнике сам Паоло Трубецкой. На вопрос, какая идея заложена в этом памятнике, он отшучивался: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом».
По городу быстро распространились стихи:
Стоит на площади комод,
На комоде — бегемот,
На бегемоте — обормот,
На обормоте — шапка.
В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.
В 1939 году его передали Государственному Русскому музею, и монумент был перемещен в Михайловский сад.
А в 1994 году памятник был установлен у Мраморного дворца.
Tags: архитектура, история, мраморный дворец, прогулки по петербургу
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

Recent Posts from This Journal