Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Categories:

По славянским дорогам. Кострома

Утром выезжали из Владимира под мелким снежком, а уже при подъезде к Костроме нас встретила настоящая зима и сразу появились раритеты: деревянная церквушка — это Церковь Собора Богородицы  1552 г. постройки



А потом мы увидели на другом берегу Волги Ипатьевский монастырь, в который должны были пойти на экскурсию

Но сначала нам показали центральную часть города, вернее, Сусанинскую площадь, больше известную в Костроме, как «Сковородка» за её форму.

Вообще, в этих краях Сусанин до сих пор — очень популярная личность. Есть под Костромой даже санаторий его имени (надеюсь, не на болоте).

Немного об истории Костромы.

Первое упоминание о Костроме относится к 1152 году. В это время на берегах реки Сулы появилась крепость Кострома, заложенная Юрием Долгоруким.
Кострома застроена по принципу лучевой (веерной) планировки, улицы веером расходятся от главной площади, что отличает Кострому от многих русских городов.

Но это уже сейчас, а вплоть до XVIII в. город был беспорядочно застроен деревянными домами, которые неоднократно уничтожались пожарами.

После очередного катастрофического пожара в 1773 году, когда сгорели почти все дома и церкви, стало ясно, что пора, наконец, что-то предпринять. Местные землемеры составили «план погоревшим в том городе местам с назначением о построении кварталов». Но «построение кварталов» оказалось нереальным - чтобы его осуществить, пришлось бы снести большую часть уцелевших при пожаре строений. Поэтому стали разрабатываться другие проекты.

Городская легенда  приписывает идею веерной застройки императрице Екатерине II. Будто бы, посетив Кострому, она узнала о градостроительных проблемах жителей и решила их просто и изящно.
Екатерина уронила раскрытый веер на карту с изображением Волги и сказала: «Так и стройте». Правда, Екатерина посетила Кострому за шесть лет до пожара и, следовательно, до того, как было принято решение о перестройке города. На самом деле окончательный веерный план Костромы был утвержден обычной комиссией в 1779 году на основе сведений, собранных ярославским генерал-губернатором Мельгуновым.
отсюда


Ну, а теперь, собственно, «Сковородка».

От площади во все стороны лучами расходятся улицы.
Здание с колоннами -  особняк генерал-лейтенанта, тайного советника и сенатора С.С.Борщова. Впрочем, сам он жил в нем тогда, когда дом был еще деревянным. Деревянный особняк сенатора Борщова сгорел в 1847 году, после чего наследники продали то, что от него осталось, купцу Первушину. Он-то и выстроил на этом месте это красивое здание в стиле классицизма.

Ещё луч — там торговые ряды, так похожи на наш Апраксин двор! Как и Владимирские

А это — один из символов Костромы, бренд, так сказать — пожарная каланча

Это не просто каланча, а  памятник архитектуры первой трети XIX века и является высотной доминантой Сусанинской площади.
 Инициатива постройки каланчи на площади, называвшейся тогда Екатеринославской, принадлежала губернатору К.И. Баумгартену, в предписании которого от 10 января 1824 года указывалось: «Не мешает здесь приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением, и оградила каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев».
Автором проекта здания стал губернский архитектор П.И. Фурсов. Им же осуществлялся контроль за строительными и отделочными работами.

Справа от неё находится гауптвахта


Здание постройки начала XIX в. Сейчас здесь располагается костромской Военно-исторический музей с уникальными экспозициями оружия, орденов, медалей, знамен, военных документов и карт XII— XX вв.

В центре площади - небольшой сквер, на площадке которого вот такое украшение в ознаменование воссоздания Сусанинской площади




Здесь же — маленький памятник пожарной собаке, поставленный на средства жителей города в память о псе, который при пожаре помогал отыскивать в дыму людей и однажды сам задохнулся и погиб.

Мы все умилились и накидали в копилку мелочи.

Следующим пунктом нашей экскурсии по городу был Ипатьевский монастырь.




Существуют две версии возникновения монастыря.

Согласно одной из них, монастырь заложил в 1275 году князь Василий Квашня во время нашествия на Москву монголо-татар.

Другая легенда рассказывает, что основателем Ипатьевского монастыря был татарский князь-мурза Чет в 1330-х годах.

Направляясь в Москву к Ивану Калите Чет внезапно заболел и был вынужден сделать привал в том месте, где сейчас находится монастырь. В разгар недуга Чету привиделись апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский и Богородица. После этого Чет принял христианскую веру, став Захарием, и построил храм Святой Троицы с приделами Филиппа и Ипатия.
Именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых и Сабуровых. Они приняли непосредственное участие в дальнейшей судьбе монастыря, где покоился их предок: под их покровительством в храме построили мастерскую по изготовлению книг. Здесь же, по настоянию Годуновых, делали священнические облачения, культовые предметы, усыпанные драгоценными камнями, писали иконы. Кроме того, Годуновыми была собрана великолепная библиотека, именуемая Ипатьевской летописью, являющаяся одним из основных источников, в которых хранятся сведения о Древней Руси.
В 1613 году Ипатьевский монастырь был навсегда вписан в историю страны как колыбель рода царей Романовых. В это время по Руси прошлась польско-литовская интервенция. Шестнадцатилетний Михаил Романов нашел пристанище в стенах монастыря вместе со своей матерью, монахиней Марфой. Туда пришли московские посланники и предложили Михаилу стать царем «всея Руси». Однако юный избранник, памятуя об интригах и предательствах, долго отказывался от оказанной ему чести. И только после шестичасового увещевания послы убедили Михаила принять престол.
Представ пред чудотворным образом Феодоровской иконы Божией Матери, Михаил Романов был благословлен на царство. В Троицком соборе монастыря был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благословение нового царствующего дома.
В разное время Ипатьевский монастырь посещали русские императоры: Екатерина II (1767 г.), Николай I (1834 г.), Александр II (1837, 1858 гг.), Александр III (1866, 1881 гг.), Николай II (1881, 1913 гг.).

отсюда

В настоящее время, после традиционных постреволюционных испытаний, в монастыре сосуществуют монашеская община и Костромской государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник. Сначала мы отправились осматривать жемчужину монастыря - Троицкий собор

Троицкий собор был построен около 1560 года, но в 1648 году, от взрыва пороха в подвале, был разрушен. В 1650-1652 годах был отстроен заново.
Собор интересен своими фресками и потрясающим деревянным иконостасом.
Фрески ковром покрывают стены, своды, барабаны и столбы храма. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев, состоящая из восемнадцати человек, во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года!
Причём, у каждой фрески свой сюжет, но вдаваться в подробности бессмысленно, т. к. там снимать опять-таки запрещено и пару снимков я сделала, спрятавшись за спину приятельницы. Поэтому, извиняюсь за качество)


А в 1756-1758 годах в соборе был сооружен грандиозный пятиярусный иконостас. Его выполнили резчики костромского посада Большие Соли Петр Золотарев и Макар Быков.
Императрица Елизавета Петровна заказала петербургским резчикам верх иконостаса и прислала его в дар монастырю.
Зрелище потрясающее!!
Иконостас украшен девяносто двумя колонами сквозной резьбы! Он выполнен из липы, и все его детали покрыты позолотой.

После осмотра собора направились в музей,

экспозиция которого состоит из вкладов Годуновых в монастырь.







Плащаница. Дар Ирины Годуновой , 1593г., вроде бы вышитая ею самой.






Первая икона с изображением Александра Невского, XVI в.


Напрестольное Евангелие. Вклад Д.И.Годунова в 1605г.

Затем немного прогулялись по территории монастыря, полюбовались на палаты бояр Романовых,

посочувствовали несчастной растительности, которая только-только начала вылезать к весне, но, как оказалось, поторопилась,

и отправились дальше, в Богоявленский женский монастырь, где хранится икона Феодоровской Божией матери.



Пока желающие прикладывались в иконе, мы с приятельницей немного пробежались по окрестностям.
Напротив монастыря оказалось интересное здание - фабрика-кухня в стиле модерн




Посмотрели на старые жилые дома начала XX в.,






Оказалось, что это не просто дом, а дом мемориальный


а затем загрузились в автобус и покатили в Ярославль.
Subscribe

  • наконец-то,

    после долгих посиделок в квартире с кратковременными выездами к врачу и на лечебную физкультуру, я выбралась в свет, т.е на природу. Погода…

  • Финский отпуск в этом году

    начался не особенно радужно. Во-первых, изменилось расписание автобуса в Финляндию: раньше он выезжал из Петербурга не только в будние дни, а ещё и в…

  • (no subject)

    Вот такой сегодня был рассвет. Пока бегала за камерой, снимала, опоздала на свой автобус))

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 46 comments

  • наконец-то,

    после долгих посиделок в квартире с кратковременными выездами к врачу и на лечебную физкультуру, я выбралась в свет, т.е на природу. Погода…

  • Финский отпуск в этом году

    начался не особенно радужно. Во-первых, изменилось расписание автобуса в Финляндию: раньше он выезжал из Петербурга не только в будние дни, а ещё и в…

  • (no subject)

    Вот такой сегодня был рассвет. Пока бегала за камерой, снимала, опоздала на свой автобус))