Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Category:

Смоленские кладбища. Армянское.

Я себя к тафофилам не отношу, но мне нравится бродить по кладбищам и рассматривать старинные могильные надгробия. Глядя на них, поневоле думаешь, а что это за люди были, как и чем они жили, остались ли у них родственники, как сложилась их судьба… С появлением фотоаппарата у меня появилась возможность это ещё и запечетлевать.
В прошлое воскресенье мы с подругой решили побывать на Смоленских кладбищах и пофотографировать старые надгробия.
Вдоль реки Смоленки расположены четыре кладбища: Братское, Армянское, Лютеранское и Православное. Захоронения на Братском кладбище проводились во время и после войны, старинных надгробий там нет. Поэтому мы начали с Армянского. Световой день сейчас короткий, для съёмок времени мало, поэтому пробежались галопом по трем кладбищам и, естественно, не успели найти всего того, что запланировали.
Итак, Армянское кладбище.
Кладбище расположено на территории острова Голодай, рядом с Лютеранским, от которого его отделяет маленький переулок Декабристов.
Церковь во имя Воскресения Христова
Церковь во имя Воскресения Христова

История его возникновения относится к ХVIII веку, когда в Петербурге обосновались армянские купцы. Ещё в Петровском указе 1711г. предписывалось «армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда». А в 1714 году вардапет Минас обратился с прошением построить в Петербурге армянскую церковь. Но тогда ответа на прошение не последовало. Армянская община вместе с тем увеличивалась, и примерно через десять лет насчитывала уже тридцать дворов.
Армянская церковь на Невском проспекте начала строиться только с появлением во главе общины коллежского советника Ованеса Лазаряна (Ивана Лазаревича Лазарева), придворного ювелира, а в прошлом – участника армянского освободительного движения за свержение персидско-турецкого ига. Ему удалось сплотить армянскую общину и в 1770 году добиться у Екатерины II разрешения на строительство храма - церкви святой Екатерины (по проекту архитектора Ю.Фельтена).
А в 1791 году Лорис-Меликов (протоиерей Стефан) подал прошение от имени Лазарева о строительстве помещения для призрения бедных, а для умирающих армян – каменную небольшую церковь. Дата этого прошения совпала по времени со смертью двадцатитрёхлетнего Артемия Лазарева, гвардейского офицера, адъютанта князя Г.А.Потёмкина – сына И.Л.Лазарева. Предполагается, что и церковь эта была задумана как усыпальница для Лазарева-младшего. Кроме того, предполагается, что и эту кладбищенскую церковь строили по проекту Ю.Фельтена.
В 1797 году церковь была освящена во имя Воскресения Христова.
Надгробие на могилу сына И.Л.Лазарев заказал академику И.П.Мартосу, но до окончания работ не дожил, а был похоронен рядом с сыном, и памятник стал их общим.
В XIX в. вокруг церкви образовалось небольшое армянское кладбище, а поодаль возникли огороды, принадлежавшие членам общины.
 Церковь во имя Воскресения Христова, вид со стороны кладбища
Церковь во имя Воскресения Христова, вид со стороны кладбища.
В саму церковь мы не пошли, хотя любопытство раздирало - там кого-то отпевали. По всему кладбищу с фотоаппаратом тоже идти было неудобно, так как в это время проходили похороны. Поэтому мы потоптались только недалеко от церкви.
Как и другие Смоленские, армянское кладбище сильно страдало от наводнений, после которых приходилось благоустраивать территорию и восстанавливать разрушенные памятники. Но многие захоронения просто исчезли.
Самые старые могилы остались вокруг церкви. Найти могилы каких-то известных исторических лиц мы не смогли, так как практически на всех надгробиях надписи, естественно, на армянском языке.
Вот просто фото надгробий:
Самые старые надгробия около церкви
Самые старые надгробия около церкви
Надгробие при входе на кладбище
Надгробие при входе на кладбище
Склеп
Склеп
Усыпальница
Усыпальница
Резной узор башенки
Резной узор башенки
Надгробие
Судьба церкви в советское время сложилась банально. Зимой 1923 г. настоятель армянской церкви получил следующую бумагу: «На основании постановления Василеостровского Райисполкома от 3-го января 1923 г., в среду 17-го января к 12 часам дня к вам прибудут представители от Райисполкома для закрытия вашей церкви, к каковому сроку вам надлежит быть на месте с описью имущества церкви».
Помещение церкви было отдано под скульптурную мастерскую, и почти все памятники внутри погибли. Только произведение Мартоса и несколько других надгробий, имевших с точки зрения властей, художественную ценность, в начале 30-х годов перевезли в Музей городской скульптуры.
С 1939 года захоронения на кладбище были запрещены.
Лишь в 1988 году церковь возвратили верующим, и в октябре состоялось первое богослужение. Тогда же началось постепенное благоустройство кладбища.

Tags: армянское кладбище, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments