Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Categories:

Смоленские кладбища. Лютеранское

На лютеранское кладбище мы пришли, чтобы не только сфотографировать старинные надгробия, а еще и найти могилу основателя Одессы – И.Де Рибаса. Подруга в свое время услышала о том, что могила находится в жутком состоянии, плита треснула, и захоронение вот-вот будет утрачено.
По сравнению с соседним небольшим и ухоженным армянским кладбищем, здесь царили разруха и запустение. Правда, некоторые дорожки были засыпаны гравием и по кромкам установлена деревянная опалубка, т.е., видимо, какие-то попытки приведения в порядок присутствовали, но в целом впечатление складывалось гнетущее. Нас начали терзать смутные сомнения, что мы ничего не найдем.
При входе на щите установлен план кладбища, где отмечены могилы известных людей. Мы вздохнули с облегчением, и приступили к поискам заветного надгробия.
План кладбища

Поскольку мы были уверены, что захоронение еле дышит, то стали обшаривать всё вокруг, сообразуясь с планом, и пытаться прутьями расчищать надписи на вросших в землю плитах. В общем, вывозились в земле, как черти, и вдруг увидели могилу, но совсем не в таком состоянии, как она рисовалась нашим воображением.
В ходе осмотра выяснилось, что патриотичные одесситы, прочитав, видимо, ту же информацию, что и моя подружка, но гораздо раньше, подсуетились, и восстановили могилу аж в 2009 году,
Могила И.Де Рибаса
о чём даже на ограде надпись написали:
 Ограда могилы И.Де Рибаса

 Ограда могилы И.Де Рибаса
Теперь немного об истории кладбища.
Возникновение и история Смоленского лютеранского кладбища связаны со старейшей лютеранской церковью святой Екатерины. Кладбище было приписано к этому храму и подчинялось его церковному совету. Основано оно было в 1747 году, и сейчас является старейшим из неправославных кладбищ Санкт-Петербурга.

Так как иноверцев в Петербурге уже в те годы было много, то надо было их где-то хоронить, сообразно их обычаям, т.е. обособленно от православных. Раньше, после начала строительства Санкт-Петербурга, лютеран и других лиц неправославного вероисповедания хоронили на двух участках: на Аптекарском острове и на Выборгской стороне, недалеко от Сампсониевского собора. В советское время здесь находилось место отдыха горожан – сад имени К.Маркса.

А в 1747 году Синод предписал Главной полицейской канцелярии предоставить в городе места для кладбищ «чужестранных иноверных иноземцев».
Выбор пал на остров Декабристов, в непосредственной близости от Васильевского острова, на котором селилось много иностранцев, приехавших по зову Петра на строительство и обустройство новой столицы, а также там поселились шведы из захваченной крепости Ниеншанц.

Место под кладбище велено было обустроить архитектору Трезини.
Поскольку среди петербуржских иноверцев большинство составляли немцы, лютеране, то и иностранные кладбища назывались в 18 веке немецкими, лютеранскими, хотя на них хоронили и католиков, и людей других неправославных конфессий (кроме мусульман).

Называться Смоленским оно стало после сооружения на соседнем православном кладбище церкви Смоленской иконы Божией матери.
Территория кладбища постепенно расширялась, так как количество умерших росло. Сейчас ориентировочно считается, что за время существования лютеранского кладбища там было захоронено около 30 тысяч человек.
Границы Смоленского лютеранского кладбища окончательно были установлены к 1836 году.

На кладбище в те годы поддерживался порядок. Всеми работами здесь руководил смотритель, назначавшийся церковным советом, главной заботой которого являлось благоустройство кладбища. Купивший семейный участок, был обязан в течение трех месяцев обнести его оградой; каждая могила должна быть обложена дерном или отмечена исправным надгробным памятником, иначе через двадцать пять лет место вновь могло быть использовано для захоронения.

Смоленское лютеранское кладбище отличал очень высокий уровень благоустройства. Дорожки были вымощены плитами, в оградах устраивались газоны и цветники. Территория была разбита на правильные участки с нумерацией. Всего было сорок семь участков. Совет церкви святой Екатерины располагал точными сведениями обо всех памятниках. Мало того, совет выпустил перечень разрушенных надгробий, которые надлежало снять. В этом перечне перечислены более полутора тысяч захоронений, описаны снятые и хранившиеся на церковном дворе памятники с нечитаемыми надписями.

В ведении церкви святой Екатерины кладбище находилось до начала 1919 года. Согласно декрету от 26 января кладбище было национализировано и перешло в ведение Комиссариата по внутренним делам.
В основном, захоронения на кладбище были прекращены в 1939 году. В течение последующих 50 лет территория его была значительно сокращена, многие захоронения и надгробия уничтожены.

Часть исторических захоронений была перенесена в Некрополь при Александро-Невской лавре; это Л.Эйлер, архитектор Тома де Томон с женой, А.Бетанкур.
На кладбище есть также братские могилы, где захоронены воины, погибшие на Ленинградском фронте.
Лютеранское кладбище является памятником ландшафтной архитектуры, и формально находится под охраной КГИОП. Но пока оно находится в ужасающе-плачевном состоянии и неизвестно, сможет ли город восстановить здесь хоть часть утерянных архитектурных памятников.

Пока мы перекапывали исторический участок, наткнулись на захоронения со знакомыми именами:
Могила второго директора Лицея Е.А.Энгельгардта
Могила второго директора Лицея Е.А.Энгельгардта

Со следующим захоронением получилась путаница: мы решили, что это могила первого директора роддома на Васильевском острове, а оказалось, что похороненный здесь академик Ф.Видеман – специалист по финно-угорским языкам, директор Азиатского музея Санкт-Петербурга.
Могила Ф.Видемана – директора Азиатского музея
Могила Ф.Видемана – директора Азиатского музея

Среди захоронений 18 -19в.в. затесалась и могила с советскими символами, явно из последних захоронений:
Еще раз название картинки другими словами

А вот, как выглядит основная часть когда-то богатых захоронений:
Разваоины склепа

Семейное захоронение 19 века

Семейное захоронение 19 века

Семейное захоронение 19 века

А это одно из самых тяжелых впечатлений о кладбище:
Памятник на общей могиле детей, погибших при артобстреле, скульптор В.И.Гордон, 1966г.
Памятник на общей могиле детей, погибших при артобстреле, скульптор В.И.Гордон, 1966г.

Девять лет назад, в преддверии 300-летия основания Санкт-Петербурга, Центр немецкой культуры и примирения обратился в законодательное собрание города с просьбой взять под личный контроль реставрацию кладбища. Были профинансированы ремонтно-реставрационные работы, начата разработка проекта приведения кладбища в божеский вид.

С тех пор прошло девять лет…

Tags: Лютеранское кладбище, архитектура, забвение, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments