Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

По Кронштадту

На днях мы втроём отправились в Кронштадт.
Мы с Тоней были там не раз, а вот Ольга, оказывается, никогда. А, поскольку она у нас ещё и воцерковлённая, то, конечно, на первом месте был Морской собор.
Во всяком случае, сначала было решено так.
Об изменениях в маршруте я узнала уже в автобусе: оказывается, в июле в Кронштадте был открыт парк «Остров фортов» - историко-культурное пространство, посвященное военно-морскому флоту, и мои девушки договорились начать прогулку оттуда, но не удосужились выяснить, как найти.
Высадили нас из автобуса на остановку раньше, чем нужно было, поэтому пришлось идти лишний километр.
И вот, наконец, добрались.

Мы ожидали увидеть что-то действительно историческое, с артефактами, а оказалось - это просто огромная детская площадка и прогулочная зона. Ну, и с элементами просвещения...
При входе - раритетный якорь, напоминающий о том, что парк посвящён памяти моряков.
Сняла общий вид вдаль, т.к. на всех детских сооружениях была куча детей.
В парке есть Аллея героев с экспозицией об истории российского флота.
Каждая из этих арок посвящена какому-нибудь известному флотоводцу,

а на медальонах перед ними - даты наиболее известных сражений и побед.

Есть пруд
и яблоневый сад.
Мы немного побродили, по традиции перекусили на скамейке и отправились в город, искать Собор.
Охранник у входа объяснил, что до центра - примерно 2,5 км, никакой общественный транспорт сюда не ходит, лень идти - можно вызвать такси.
Идти было не лень, поэтому отправились, периодически опрашивая встречных и снимая, что попало в объектив.

Хотели немного послушать гида, но остальные слушатели, заплатившие, посмотрели недобро...

Слева - Петровский парк.
Виды с набережной

Прошли через главную аллею парка,
по мосту через старый Петровский канал
с яблоней
и вышли, наконец, к Никольскому собору с памятником адмиралу Макарову (справа).Памятник в деталях снять не удалось, т.к. вокруг него суетилась и позировала экскурсия.
В соборе я была вскоре после его открытия после реставрации, но тогда мы бродили дикарями.
А в этот раз нам повезло: предлагалась экскурсия на колокольню. Всего 150 ступеней - нам не привыкать карабкаться!
Хотя финальная лестница слегка напрягла
Но сначала поднялись до уровня Царской ложи и основной рассказ о Соборе выслушали там.
Немного истории с сайта собора:
Морской Никольский собор — одна из главных достопримечательностей Кронштадта. Это не только главный храм Военно-морского флота России, но и филиал Центрального военно-морского музея, памятник погибшим морякам. Он — ориентир для кораблей и судов, идущих по Кронштадтскому корабельному фарватеру: его золотой крест и серебряный купол, украшенный золотыми якорями, видны издалека.

Собор строился на пожертвования. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятником всем погибшим при исполнении своего долга морякам.

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями.

Строительство продолжалось 10 лет, собор был освящён в честь святителя Николая-чудотворца 10 (23) июня 1913 года.

В годы советской власти началась традиционная вакханалия - храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:"Статуя Ильича должна стоять с вытянутой рукой по направлению к морю, как бы приглашая в гости, в СССР заграничных рабочих." — Цит. по: В.Я.Крестьянинов. Кронштадт. Крепость. Город. Порт. СПб., 2014. С.64

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады.
Все росписи были закрашены и заштукатурены - это, кстати, спасло их от разрушения временем - при реставрации собора росписи были расчищены и освежены.
Витражи разбиты и заменены обычными оконными стёклами.
Памятные доски погибшим морякам и священникам расколоты или растащены для бытовых нужд.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.
В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

Серьёзное кропотливое восстановление собора началось в 2009г.
Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.
Реставрация была очень сложной - уж в больно плачевном состоянии оказался собор к этому времени.

Более подробно можно почитать здесь
А пока - немного фото

Виды с колокольни:
Якорная площадь На ней раньше хранили якоря. Вдали слева - памятник борцам за советскую власть в виде пирамиды - там вечный огонь.
Малая колокольня
Экскурсия закончилась за 10 минут до начала службы, поэтому пришлось спуститься вниз. Пора было отправляться восвояси, опять пешком.
Сначала побродили вокруг.
Это Макаровский мостик,
это- памятник адмиралу Ушакову,
затем побрели к автобусу

В целом, на этот раз Кронштадт произвёл более благоприятное впечатление чистенький, много зданий приведено в порядок. Правда, по задворкам мы не ходили - некогда.
Договорились ещё куда-нибудь съездить в один из будущих выходных.
Tags: Кронштадт, Морской собор, Остров фортов, прогулка

• Отпуск-2019, Варберг

Из Гётеборга отправились на вот такой электричке в Варберг И опять вагон практически пустой, что, однако, рентабельно для шведской ЖД. Варберг…

• Отпуск-2019,бегом по Гётеборгу

Эта поездка в Варберг через Гётеборг планировалась в прошлом году. Уже были куплены билеты на паром до Стокгольма и обратный билет мне на самолёт.…

• Отпуск-2019, могила викинга и др.

Отправились на пару дней на дачу, а по пути заехали взглянуть на древнее захоронение викингов недалеко от Вестероса. Из ВИКИ: Погребение…

• Отпуск-2019, Варберг

• Отпуск-2019,бегом по Гётеборгу

• Отпуск-2019, могила викинга и др.