Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Categories:

Прогулки по Петербургу. Дом Утемана

Франц В. Утеман — богатый немецкий фабрикант, главный акционер российско-американской резиновой мануфактуры (после революции завод стал называться «Красный треугольник»), член совета директоров пивзавода «Бавария», обувной фабрики «Скороход» и респектабельного Учетного и ссудного банка. Прибыл он в Петербург в 1866 году, где открыл миссионерскую контору и занимался, в основном, торговлей лесом.
Фабрикант
В том же 1866 году Ф.В.Утеман купил дом № 31 по набережной Большой Невы (позднее, Николаевской, а ныне — Лейтенанта Шмидта).
Вид с набережной

Дом этот ранее принадлежал камергеру В.И. Стрешневу, родственнику Петра I. Был он построен неизвестным архитектором в 1720г. От него остался только подвал:
Все, что осталось от первоначальной постройки
Затем дом переходил к разным хозяевам:
С 1787 по 1794 годы принадлежал типографу И. Н. Тредиаковскому, затем, в 1820-х годах, участок принадлежал придворному камергеру Г. Парланду и был застроен по периметру.
Где-то в 1810-1820-е годы дом был перестроен в классическом стиле. В 1857 году дом приобрела жена купца И. И. Морган, а в 1858 году архитектор К. И. Реймерс осуществил перестройку здания - был устроен главный вход, окна верхнего этажа обрамлены профилированными наличниками, перестроен дворовый флигель.

Приобретя дом, Ф.В.Утеман поручил архитектору Р. А.Гедике его перестройку. Гедике переделал фасад в стиле эклектики, надстроил карниз. Предполагают, что именно Гедике принадлежит проект уникальной дубовой парадной лестницы, которая осталась с тех времен практически в первозданном виде:

Фрагмент

Фрагмент

Фрагмент балюстрады

На стенах парадной лестницы модный в то время художник, профессор живописи Ю.В.Клевер, написал три картины: «Зима», «Весна» и «Запущенный парк». Выполнены они были в технике энкаустики, с помощью воска, придавшего живописи матовый вид. Картины сохранились до сих пор:
Весна


Еще раз название картинки другими словами

Запущенный парк

В феврале 1888 года, после того, как, перестройка закончилась, богато украшенный дом посетил сам великий князь Владимир Александрович, президент Академии художеств, который захотел «осмотреть новые работы профессора живописи Ю. Ю. Клевера».

Ф.Ф. Утеман был не только предпринимателем и банкиром, но и просвещенным собирателем произведений искусства XIX века. Четыре зала бельэтажа были украшены собранием картин И. К. Айвазовского, В. Д. Орловского, К. Е. и В. Е. Маковских, М. А. Зичи, Ю.В. Клевера и других русских художников. А также произведениями иностранных живописцев, таких, как Кнаус, Дефреггер, Вотре.

Кроме того, в Петербурге Ф.В.Утеман владел еще несколькими доходными домами.

В начале ХХ века Ф.В.Утеман передал дела своему сыну Францу Францевичу (1868 — 1925), выпускнику юридического факультета Петербургского университета; распродал часть коллекции и вернулся на родину, в Германию.
В связи с этим 15 ноября 1902 года газета «Петербургский листок» так описывала собрание: «Начиная с вестибюля, на стенах которого красуется громадная картина Айвазовского, и кончая самой маленькой комнатой, — все поражает выдержанностью стиля. Тут и мебель в стиле ренессанс и ампир, комнаты в японском вкусе и строго арабском, гобелены, севр, сакс, ковры всех размеров и сортов, японские вазы в человеческий рост, картины европейских знаменитостей».

По службе Утеман-младший числился чиновником Министерства финансов, но занимался, в основном, своими предприятиями и благотворительностью, за которую имел несколько наград.
Ф.Ф.Утеман

Семья Ф.Ф.Утемана. Снимок середины 20-х годов.
Жена Ф.Ф.Утемана с детьми

В унаследованном особняке Утеман-младший сохранил любимые им вещи.
Известный художник и искусствовед А. Н. Бенуа в журнале «Старые годы» за 1908 год писал:
«...это скорее роскошная обстановка, выдержанная почти вся в духе XVIII века. Вещи «служат», а не выставлены напоказ... Гостиная г. Утемана производит впечатление дворцовой комнаты где-нибудь в Трианоне. На полу разложен роскошный ковер Savonnerie времен Людовика XVI... По стенам расставлена великолепная золоченая мебель очень благородных форм и тончайшей резьбы».

В состав коллекции входила прекрасная декоративная бронза, ранний майсенский фарфор, фламандские и французские шпалеры, миниатюры, дорогие табакерки. Из картин Бенуа упомянул два портрета В. Л. Боровиковского, пейзаж голландца Я. ван Гойена, женский портрет кисти английского живописца Дж. Ромнея. Были в собрании и ценные редкие книги.

В 1908г. Ф.Ф.Утеман женился и присоединил к отцовскому дому соседний дом - №29 и продолжил традиции отца по украшению и модернизации интерьеров нового дома: обставил его мебелью от известной формы Мельцера и соединил изнутри с парадной резиденцией, где на лестнице появился большой эркер в стиле модерн:
Парадная лестница

В настоящее время от бывших роскошных интерьеров, кроме лестницы с полотнами Ю.В.Клебера, осталось немного, например, лепные потолки.

Потолок в большой столовой. Плафон — еще «утемановский».
Дом Утемана

Потолок в одной из многочисленных гостиных:
Дом Утемана

Потолок в бывшем кабинете. Сейчас здесь находится библиотека музыкальной школы.
Дом Утемана

Потолок в парадной гостиной:
Дом Утемана

Потолок в танцевальном зале:
Дом Утемана

Бордюр в танцевальном зале:

Дом Утемана

Двери в танцевальном зале:
Дом Утемана

Вот так танцевальный зал выглядел в начале 20 века:
Дом Утемана

Сейчас это актовый зал музыкальной школы. В углу — подлинный мраморный камин. Зеркало, естественно, уже другое.
Дом Утемана

Бронзовое украшение на камине в виде орлицы с орлятами. Голова орлицы утеряна.
Дом Утемана

А это - «утемановский» книжный шкаф:
Дом Утемана

После революции Ф.Ф.Утеман с семьей эмигрировал в Германию. А в его особняке расположился детский дом.
В 1965 году здание было передано детской музыкальной школе №11 Василеостровкого района, а северная часть дворового флигеля перестроена под жилье.
Реставрация интерьеров в особняке была проведена в 1970-х годах.
Впечатление от посещения дома Утемана у меня осталось двойственное: конечно, хорошо, что его отреставрировали, восстановили, что могли, но смотреть на все это было скучновато, слишком много деталей интерьера уже утеряно, а вот в особняке Брусницына, несмотря на его заброшенность, было очень интересно - чувствовалось, что это дом, где жила семья, что этот дом обставляли и украшали с любовью, т. е. осталась домашняя атмосфера

 
Tags: архитектура, история
Subscribe

  • Отпуск-2019, Варберг

    Из Гётеборга отправились на вот такой электричке в Варберг И опять вагон практически пустой, что, однако, рентабельно для шведской ЖД. Варберг…

  • Отпуск-2019,бегом по Гётеборгу

    Эта поездка в Варберг через Гётеборг планировалась в прошлом году. Уже были куплены билеты на паром до Стокгольма и обратный билет мне на самолёт.…

  • Отпуск-2019, могила викинга и др.

    Отправились на пару дней на дачу, а по пути заехали взглянуть на древнее захоронение викингов недалеко от Вестероса. Из ВИКИ: Погребение…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 89 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Отпуск-2019, Варберг

    Из Гётеборга отправились на вот такой электричке в Варберг И опять вагон практически пустой, что, однако, рентабельно для шведской ЖД. Варберг…

  • Отпуск-2019,бегом по Гётеборгу

    Эта поездка в Варберг через Гётеборг планировалась в прошлом году. Уже были куплены билеты на паром до Стокгольма и обратный билет мне на самолёт.…

  • Отпуск-2019, могила викинга и др.

    Отправились на пару дней на дачу, а по пути заехали взглянуть на древнее захоронение викингов недалеко от Вестероса. Из ВИКИ: Погребение…