Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Categories:

Выставка «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов» и не только...

В воскресенье погода зашептала, и мы с подругой наконец-то сдвинулись в сторону Михайловского замка - посмотреть выставку «Знаменитый и неизвестный Карл Брюллов», которая там открылась 15 марта.


"Сон бабушки и внучки" (1829), бумага, акварель, лак

Она посвящена рисункам и акварелям раннего итальянского периода творчества Брюллова — сериям «Итальянские натурщики в национальных костюмах» и «Итальянскому альбому».

Рисунки, вошедшие в «Итальянский альбом», были сделаны Брюлловым во время его первой поездки в Италию в 20-30-х годах XIX века. Тридцать три рисунка из этой серии Карл Петрович подарил графине Стефании Витгенштейн. С семьей фрейлины императрицы Марии Федоровны Стефании Радзивилл, в замужестве Витгенштейн, Брюллов  был давно знаком и дружен. Семья Витгенштейнов хранила рисунки полтора века.

Наследники увезли их с собой в эмиграцию, а в 2003г. они были выкуплены банком «Столичный» у потомка рода — Александра Сайн-Витгенштейн-Сайн, и сейчас принадлежат Фонду художественных ценностей «Атланта Арт»,представители которого обратились в Русский музей полтора года назад с просьбой о проведении экспертизы.
Рисунки эти никому из искусствоведов до сих пор не были известны, были только предположения. Необходимо было подтвердить, что автором произведений является действительно Карл Брюллов. Для этого были нужны образцы графических работ художника, подлинность авторства которых не вызывала сомнений.

В фондах Русского музея с 1926 года хранится серия из тринадцати акварелей и сепий Карла Брюллова «Итальянские натурщики в национальных костюмах», которая еще в 1920 году была обнаружена в Петрограде в бывшем особняке Нарышкиных. Эти работы и послужили образцом в процессе экспертизы. Сравнивали технику рисунка, манеру штриховки, качество бумаги… В итоге пришли к выводу, что все тридцать три графических произведения из «Итальянского альбома» созданы К. Брюлловым в конце 1820-х – начале 1830-х годов во время его первой поездки в Италию.

Вот некоторые работы из этой замечательной коллекции:

"Итальянская семья" ("В ожидании ребенка"), 1831, картон тонкий, акварель, лак

"Две девочки с совой" ("Охота на птиц с совой"), 1828-1829, и "Читающий монах" (1828-1829), бумага коричневая, акварель

"Итальянка из Олевано" (1828-1829) и "Первый поцелуй" (1833), бумага, акварель

"Сон монашенки" (1831), картон тонкий, акварель, графитный карандаш, лак
 

Вдоволь налюбовавшись замечательными рисунками, заодно прошлись по отреставрированным парадным залам замка.
Ну, и чтобы два раза не вставать, напишу немного об этом.

Михайловский замок был воздвигнут на месте обветшавшего третьего Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны, построенного по проекту Ф.Б.Растрелли в 1745 году , где в 1754 году и родился Павел.
Здесь он провел детство, о котором он хранил самые теплые воспоминания всю жизнь.
В мемуарных источниках упоминается фраза, которую Павел произнес незадолго до смерти в разговоре с фрейлиной А.С.Протасовой: «На этом месте я родился, здесь хочу и умереть».

Проект Михайловского замка создавался на протяжении двенадцати лет выдающимся русским архитектором В.И.Баженовым, но известно, что и сам Павел принимал активное участие в проектировании своей резиденции.
Проект Баженова воплотил в жизнь придворный архитектор Павла I- В.Бренна. Это единственное в России дворцовое сооружение в стиле романтического классицизма.
К строительству резиденции приступили лишь после того как Павел взошел на Российский престол. Закладка новой резиденции состоялась 26 февраля 1797 года, и она должна была стать главной резиденцией Павла.

Михайловский замок. Памятник Коннетаблю

Император торопился со строительством, и ради проведения церемонии  закладки даже был снят на один день траур  по Петру III и Екатерине II. 
На протяжении четырех лет Павел лично следил за ходом строительных работ. Название новой резиденции «Михайловский замок» было обусловлено увлечением Павла рыцарством , его привлекала архитектура средневековых замков.
Так же близок был императору образ архангела Михаила - предводителя небесного воинства , его Павел считал своим небесным покровителем. Во имя архангела Михаила была освящена церковь в замке , и его имя дало  название резиденции. 
Отделка залов была еще не завершена,  здание, построенное в спешке, было сырым и мрачным. Чтобы немного уменьшить сырость на подоконник клали свежеиспеченный хлеб. Император был неприхотлив в быту и, несмотря на сырость и холод, семейство должно было обживать новый дворец. 
Здание с момента его постройки, окружала масса мифов и легенд.
Первоначально Павел задумал использовать для убранства Михайловского замка только произведения российских мастеров, но был вынужден отказаться от этой затеи, так как российская промышленность в то время еще не достигла высокого уровня в производстве предметов роскоши. Бронзовые изделия, такие, как бра, часы, были привезены из Европы.
Особенно богатым было собрание скульптуры. Скульптура оформляла интерьер каждого парадного помещения- всего около 70 мраморных статуй и 120 бюстов. Основные скульптурные коллекции располагались в трех специально отведенных местах - двух «Антиковых залах» и Арабесковой галерее. Интерьер последней был репликой знаменитых Лоджий Рафаэля в Ватикане. Роспись стен была выполнена художниками П.Скотти и А.Виги.
Здесь же стояли копии античных статуй Венеры Медицейской, Антиноя, Германика.  Копии античных статуй были заказаны в Италии в Карраре в скульптурной мастерской П.Трискорни.
За Арабесковой галерей шла галерея Лаокоона, здесь была установлена мраморная копия одноименной скульптуры.
Сразу после смерти Павла, утром 12 марта 1801 года, августейшее семейство покинуло резиденцию. После похорон Павла из замка начали вывозить уникальные памятники искусства и предметы обстановки. Само здание определили для размещения в нем государственных учреждений и квартир служащих  Придворной конторы. 
В 1822 году Михайловский замок  перешел в распоряжение Военного инженерного ведомства. С 1823 года указом императора Александра I  замок стали называть Инженерным.
Здесь разместилось Инженерное училище. Основано это учебное заведение было по инициативе великого князя Николая Павловича (будущий император Николай I), для подготовки военных инженеров и офицер- саперов, которые должны были возводить крепости по правилам новейшего военного искусства.
Для нужд училища были переоборудованы помещения бывшей резиденции. Во внутренних покоях со  стен удалялись остатки зеркал и мраморной облицовки, с потолков снимали живописные  плафоны , изысканные камины заменяли на простые печи. Все предметы роскоши продавались с публичных торгов, таким образом великий князь Николай Павлович рассчитывал покрыть все расходы по ремонту и переделке здания.
Источник
После революции в замке располагались  различные советские учреждения. Неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров. 
А с 1991 года Михайловский замок входит в состав архитектурного комплекса Русского музея, и уже отреставрированы несколько парадных залов и личных покоев императора, а также домовая церковь.
Зал антиков. Создан для императрицы Марии Федоровны по проекту архитектора В.Бренна в 1799-1800 годах.
Был задуман, как музейный интерьер, где была собрана коллекция античных скульптур из императорского собрания.
Михайловский замок
Скульптур тут уже практически нет:
Михайловский замок

Михайловский замок
Галерея Рафаэля (Готлисовый покой) — входит в череду парадных залов императрицы Марии Федоровны. Отделка была выполнена по проекту В.Бренна. Название получила благодаря четырем шпалерам, находившимся на стенах напротив окон. Эти шпалеры были подарены царской чете Людовиком XVI и повторяли сюжеты настенных росписей Рафаэля в Ватикане: «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора из храма», «Афинская школа» и «Парнас».
Сейчас три шпалеры находятся в собрании Эрмитажа, а «Афинская школа» - в Лейпциге.
В Галерее сохранились первоначальные росписи перекрытия. Это единственные образцы плафонной живописи павловского времени, сохранившиеся в замке.
Михайловский замок
Михайловский замок
Вазы Императорского фарфорового завода:
Галерея Рафаэля Галерея Рафаэля Галерея Рафаэля
Тронная императрицы Марии Федоровны. Выполнена по проекту В.Бренна. По традиции, ее украшают парадные портреты и аллегорические картины, подчеркивающие исторические заслуги императорской семьи.
Михайловский замок
Столовый зал. Украшен изображениями Михайловского замка, созданными в 1800 году пейзажистом Ф.Я.Алексеевым. В нишах - бюсты великого князя Павла Петровича и его первой жены - Натальи Алексеевны, выполненные М.-А.Колло.
Михайловский замок
И, наконец, Парадная лестница, почему-то закрытая:
Михайловский замок

Михайловский замок

Из последних новшеств- памятник Павлу во внутреннем дворе замка. Установлен в 2003г. Скульптор В.Э.Горевой, арх. В.И.Наливайко.
Двор Михайловского замка
Tags: Брюллов, Михайловский замок, архитектура, живопись, история
Subscribe

  • Царскосельский Эрмитаж

    Из-за так называемой самоизоляции, бездельничаю уже четвёртую неделю. Сначала планов было громадьё, а на деле свелось к ленивому ежедневному…

  • А вот вчера

    моя милая доченька предложила вывезти меня прогуляться на Елагин остров, благо день был отличный, а с сегодняшнего дня все парки закрываются на…

  • Прага 2019, Еврейский квартал

    Еврейский квартал, или Йозефов, располагается между Влтавой и Староместской площадью с XIII в. А до этого времени евреи, т. к. они были хорошими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 39 comments

  • Царскосельский Эрмитаж

    Из-за так называемой самоизоляции, бездельничаю уже четвёртую неделю. Сначала планов было громадьё, а на деле свелось к ленивому ежедневному…

  • А вот вчера

    моя милая доченька предложила вывезти меня прогуляться на Елагин остров, благо день был отличный, а с сегодняшнего дня все парки закрываются на…

  • Прага 2019, Еврейский квартал

    Еврейский квартал, или Йозефов, располагается между Влтавой и Староместской площадью с XIII в. А до этого времени евреи, т. к. они были хорошими…