Любовь (goldfond) wrote,
Любовь
goldfond

Categories:

Прогулки по Петербургу. Спас-на-Крови

Спас-на-Крови (Храм Воскресения Христова), был построен в 1883-1907 годах по печальному поводу: на этом месте 1 марта 1881 года Царь-освободитель Александр II был смертельно ранен бомбой народовольца И.Гриневицкого.

Собор был возведён по указанию Александра III и был призван служить памятником трагически погибшему императору. Это и определило статус храма как особый, мемориальный, в котором никогда не проводились массовые службы.




На следующий день после трагической гибели Александра II, Городская дума обратилась к новому императору Александру III за разрешением «возвести часовню или памятник» убитому царю.
Уже через полтора месяца на месте покушения была построена временная деревянная часовня по проекту Л.Бенуа.
Однако Александр III решил что памятником его отцу стала не часовня, а церковь, причём, чтобы она была выстроена в стиле ярославских и московских храмов XVII века.

Был даже объявлен конкурс проектов, победителем которого стал проект, созданный архитектором А.Парландом и архимандритом Троице-Сергиевой пустыни отцом Игнатием (в миру Малышевым) , но при условии последующей доработки. Окончательно же проект был утверждён только в 1887 году.

Часовню Л.Бенуа после закладки собора разобрали.

Церемония закладки собора состоялась 18 октября 1883 года и сын убитого царя сам заложил первый камень в его основание. Руководство строительством Александр III поручил своему брату — великому князю Владимиру Александровичу, президенту Академии художеств.

Храм строился 24 года и был освящён лишь в праздник Преображения 19 августа 1907 года, уже при Николае II, внуке Александра II.

Строительство не обошлось без скандала - 105 лет тому назад, как и в нынешние времена, чиновники по любому поводу извлекали материальную выгоду для себя: комиссия, ведавшая строительством собора, обнаружила крупную растрату казённых средств, виновным в которой был признан конференц-секретарь Академии художеств П.Исеев. Несмотря на заступничество своего начальника, великого князя Владимира Александровича, Исеев был сослан в Сибирь, где, по слухам, жил очень богато.

При строительстве собора была использована новая, оригинальная система гидроизоляции. Вместо обычной забивки свай под фундамент А. Парланд установил подо всей площадью здания мощное бетонное основание.
Кроме того, был установлен специальный глиняный водяной затвор, препятствующий попаданию воды в подвалы в случае наводнений. Это решение было новшеством в градостроительной практике того времени и впервые применялось при строительстве зданий в Петербурге.
Для постройки колокольни на набережной соорудили 8-метровый выступ.
Собор и в других отношениях был весьма современным строением. Его освещали 1689 электрических ламп; в нём была устроена сложная система парового отопления.

Собор Воскресения Христова не был приходской церковью и не предназначался для регулярных массовых посещений. В нём велись службы в память убиенного царя Александра II и читались проповеди. Подобно Исаакиевскому кафедральному собору, он содержался государством.

Собор является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства.
Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7 065 кв.м. - одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе.

Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов.
Вот так выглядят мозаичные росписи куполов:







Над воссозданным местом смертельного ранения Александра II установлена шатровая сень, которая поддерживалась яшмовыми колоннами и была инкрустирована сибирскими самоцветами и топазами.

В качестве реликвий были сохранены фрагмент ограды набережной, тротуарные плиты, часть булыжной мостовой, куда упал смертельно раненный Александр II.

После революции все инкрустации исчезли в неизвестном направлении, остались только яшмовые колонны.
Внутренние мозаичные росписи храма:
 


Основания колонн выполнены из мрамора, который добывался только в Украине. Его структура такова, что при взгляде на поверхность под определённым углом на чёрном фоне возникают светящиеся голубые пятна

Великолепное убранство храма было очень хрупким.
Так, мраморные пластины, которыми инкрустировали мозаичный пол, имели толщину всего 5 миллиметров.
Пол храма представляет собой сплошные красочные орнаменты, созданные в 1903 - 1905 гг. мастерами генуэзской фирмы "Нови" по рисункам А.Парланда, и до Октябрьской революции ходить здесь можно было только по специально постеленным коврам.
Когда доступ в храм открыли для всех желающих, уникальный пол был почти полностью разрушен.
Вот так пол выглядит сейчас, после реставрации

А вот так он должен был выглядеть

Фото с музейного стенда
В марте 2012 года, наконец, в соборе, после 8-летней реставрации, были установлены Царские врата, полностью разграбленные после революции.

К моменту начала реставрации от Царских врат остался только каркас. Восстанавливали его по архивным документам — описанию в отчёте архитектора А. Парланда, двум чёрно-белым фотографиям 1907г., а также цветной литографии "Освящение алтаря" художника Карелина (одного из авторов эскизов мозаик храма).

Для выполнения работ в уникальной технике горячей эмали не нашлось печей нужного размера. Их пришлось специально изготавливать в Швеции. Царские врата весят 600 кг их высота 3 м, ширина - 1,7 м

Восстановлены также Северный и Южный киоты. Иконы с богато украшенными окладами, установленные в них — утрачены.
Вот здесь можно увидеть архивные фото икон и рассказ о них
Южный киот. Мозаика "Воскресение Христа" по эскизу М.В.Нестерова. Камни - родонит, порфир, яшма

Северный киот с мозаикой "Святой благоверный князь Александр Невский" по эскизу М.В.Нестерова. Камни - родонит, порфир, яшма

Цоколи и украшения киотов — из яшмы и родонита:



Все светильники храма — восстановленные, т.к. Сплав, из которого они были изначально изготовлены, разрушился от времени.
Вот один из них

Храм выделяется не только своей красотой и внутренним убранством, но и решёткой ограды, окружающей Михайловский сад, находящийся рядом с храмом.

Возводили ее мастера, строившие собор, с использованием тех же материалов. А материалы присылали со всей России: камень — из Эстляндии, от фирмы «Кос и Дюр», цветной облицовочный кирпич — с кирпичных заводов князя Голицына, майоликовые изразцы — с завода Харламова.
А кружевные звенья ограды ковали на художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера, располагавшемся тогда на Васильевском острове..
По замыслу архитектора А.Парланда, чугунное кружево решётки должно было парить в воздухе, практически не опираясь на гранит ограды.
Для этого он придумал оригинальную систему крепления, а также необычный узор — переплетения металлической лозы чередуются с фантастическими цветами

Печально сложилась судьба ограды в двадцатом веке.
В 1960-х годах ее покалечили при прокладке трамвайных путей, внесли в узор свои «коррективы» питерский климат и любители сувениров.
Неумелая реставрация проведенная наспех и, видимо, отчета, стала последней каплей в разрушении ограды. Недостающие детали заменяли силуминовыми или алюминиевыми, а те, что заменить или починить не удавалось, просто удаляли.

В тридцатые годы судьба храма и его сокровищ также сложилась драматически.
В 1923 году, после закрытия Исаакиевского собора, Спас на Крови стал кафедральным собором, но в 1930 году закрыли и его. Вскоре было решено разобрать здание по частям, затем было принято решение о сносе. Есть сведения, что летом 1941 года в здание была заложена взрывчатка. Уничтожению помешало начало войны. В соборе устроили морг, куда свозили тела погибших во время блокады.

После войны здание служило складом декораций Малого оперного театра. Собор ещё несколько раз намеревались снести, но каким-то чудом эти планы не осуществились. В результате, директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Г.Бутиков смог доказать, что памятник имеет большую историческую и художественную ценность.

В 1971 году Спас на Крови передали в ведение музея «Исаакиевский собор» в качестве филиала. Потребовались многолетние реставрационные работы, прежде чем храм вновь стал доступен для посетителей.
Открытие музея-памятника «Спас на Крови» состоялось 19 августа 1997 года, в 90-ю годовщину освящения собора. Источник
/lj-cut>
Tags: Спас-на -Крови, архитектура, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 70 comments